Что делать, если...
— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать
очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что
когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из
разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в
голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из
пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист
бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто
поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в
левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры,
отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой
записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не
можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все,
что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше
ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы
сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг
переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;
— ...вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите
что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве
Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя,
конечно же, лучше играть по правилам;
— ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не «теряйте
голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с
каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если
сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже
рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это
помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на
листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий
пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в
конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;
— ...вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели
сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного.
Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в
коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о
чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да,
я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта
плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...»,
«Следует подчеркнуть»;
— ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на
свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
— ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то
уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все
сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и
собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном
ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам
относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не
старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство
собственного достоинства и с достоинством держаться;
— ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с
каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения.
Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не
заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
— ...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом.
Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему
относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить,
сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;
— ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и
знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ
или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на
ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь
ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
— ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в
спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на
апелляцию.
И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и
во время экзамена.