1.1. Виды памяти.

Существуют различные классификации памяти, возникшие в разные периоды. Прежде всего, это наследственная (генетическая) и индивидуальная, то есть приобретаемая каждым человеком  в процессе его жизни.

Под генетической памятью подразумевается та память, которую получает каждый организм с рождением и которая передается генами, носителями наследственности. С генами передается и закрепленная программа поведения организма, которая находит  свое отражение в определенном сочетании безусловных рефлексов. Природа отобрала наиболее оптимальные программы поведения для различных видов животных, обеспечивая их приспособленность к условиям существования. Благодаря этому у них закрепились инстинкты. К ним относятся сезонные миграции птиц и рыб. В какой-то мере инстинкты сохранились и у человека. Например, люди инстинктивно пугаются темноты и огня, обходят ямы и воду. Все это досталось им  в наследство от предков и составило определенную часть генетической памяти человека.

Однако по мере взросления инстинкты все больше уступают место рассудочной деятельности, и на смену им приходит индивидуальная память.

Индивидуальная память – это память, приобретенная организмом в течение всей жизни. Ее развитие начинается с момента рождения.

Индивидуальная память подразделяется на группы в зависимости от критериев

1.            по продолжительности сохранения материала;

2.            по характеру психологической деятельности;

3.            по характеру целевой деятельности.

По продолжительности сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Ее  характеризует такой показатель как  объем. Первый количественный тест для оценки человеческой способности  к одновременному воспроизведению нескольких предметов предложил еще в  19 веке  Ульям Гамильтон. Он писал: « Если вы бросите горсть шариков, то обнаружите, что трудно охватить взглядом больше шести, максимум семь шариков без ошибки».  И только в 1964 году американским психологом Дж. Миллер доказал, что объем кратковременной памяти  человека, колеблется  7 «плюс» «минус» 2. Пожалуй, нет ни одного другого числа, которое бы так властно вошло в пословицы и поговорки: « Семь раз отмерь -  один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ». Оказывается, семерка – это некая мировая константа, центральная величина, связанная  с психикой человека. Древние чувствовали значимость этого числа интуитивно. Отсюда вытекает важный принцип – определенное количество информации, которое может запомнить человек.

Кратковременная память играет большую роль. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужный материал и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти ненужными сведениями.

Долговременная память характеризуется длительностью и прочностью сохранения и воспроизведения информации. В ней происходит накопление знаний, которые хранятся в переработанном виде, в более обобщенном и систематизированном виде. Это знания, которые нужны вообще, а не в данный момент.

По характеру психологической деятельности выделяют  двигательную, образную, словесно-логическую память.

Двигательная память  проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Эта память лежит в основе многих двигательных навыков, таких, как ходьба, танцы, пользование ручкой. Несмотря на то, что все эти навыки формируются постепенно  и с трудом, в конечном счете, они достигают совершенства, что становятся автоматическими, то есть осуществляются без привлечения внимания и сознания. Не случайно Г.Д. Ушинский отмечал, что « безошибочная орфография приобретается также и упражнением руки». Поэтому один из путей выработки грамотности – переписывание текста.

Эмоциональная память  это память на пережитые чувства, способность человека повторить переживания. Она быстро формируется. Эта память возникает с первого раза, не требуя для запоминания многократного повторения. Не случайно поэт Батюшков писал: «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…».

Образная память  - это сохранение  и воспроизведение образов ранее воспринятых предметов и явлений. Так эта память может воспроизвести запах моря и дыма, вкус мороженого, мягкость ваты и холод железа.

Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Зрительная и слуховая память отчетливо проявляется у всех нормально развитых людей, а развитие осязательной и обонятельной, вкусовой связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустатора) или наблюдается  у людей, лишенных зрения и слуха.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мысли. Мысли не могут существовать вне речи, вне тех или иных слов и выражений. С первых лет  жизни человек накапливает запас сведений, получает образование. Образование обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому так важно полностью использовать ее возможности. Этот вид памяти является специфическим для человека. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним, от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

По характеру целевой деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память заключается в запоминании, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.

Произвольная память ставит специальную задачу запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

Все виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы друг от друга.

Используются технологии uCoz